Разработанная программа и план мероприятий направлены на профилактику и преодоление наркотической и других зависимостей.
Программа профилактики и преодоления наркомании
Основная цель: осуществление профилактики наркотической зависимости и помощи детям, страдающим от вредных зависимостей, на основе реализации системы мероприятий, предусмотренных программой.
Задачи:
1. Установить контингент наркозависимых детей и причины их вовлечения в
употребление наркотиков и других психотропных веществ.
2. Определить основные методы работы по преодолению вредных привычек.
3. Разработать план совместных действий по профилактике наркозависимости, употребления алкоголя, табакокурения.
Пристрастие к алкоголю, токсикомания, табакокурение рассматриваются в программе также как наркозависимость, поэтому меры противостояния наркотизации предусматривают борьбу со всеми названными явлениями как взаимосвязанными и взаимопровоцирующими факторами приобретения наркотической зависимости. Ввиду этого пристрастие к той или иной форме наркозависимости мы будем обозначать словом «зависимость». В работе по профилактике и преодолению зависимостей основными принципами являются:
• добровольность: отказ от системы принуждений в профилактической и лечебной работе;
• доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;
• анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
• опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.
При разработке плана действий необходимо четко уяснить причины, порождающие эти зависимости у ребенка.
Основным контингентом наркозависимых детей являются подростки, так как именно в этом возрасте начинаются первые «пробы». Они возникают в случаях появления конфликтных ситуаций в семье, школе, в окружении (микросоциуме), при неправильном планировании досуга, свободной деятельности.
«Клиентами» становятся или психологически слабые, или же, наоборот, слишком активные, пытающиеся проверить себя на прочность.
Основными причинами, порождающими зависимость в обществе, на наш взгляд, являются следующие.
1. Уменьшение роли детских и молодежных организаций, создававших в прежние
годы широкое поле для социально значимой деятельности.
2. Низкий уровень психологизации педагогического процесса, ведущий к увели
чению количества детей в состоянии школьной дезадаптации, подпадающих
под влияние зависимостей.
3. Недостаточная, нередко некомпетентная работа с родителями детей, испы
тывающих состояние школьной дезадаптации и находящихся в наркозависимости.
4. Наличие в микросоциуме факторов (семья, микрогруппа двора, класса), затрудняющих выход из неблагополучной ситуации и переход в социум с более высоким уровнем норм и ценностей.
Формы, методы и приемы преодоления зависимости
1. Организация в микросоциуме совместной досуговой, свободной деятельности с членами таких групп, которые имеют четкие социально позитивные жизненные
ориентиры, занимаются сформированными видами свободной деятельности. В
процессе взаимодействия под влиянием социально здоровых членов микросоциума, их системы оценок и ценностей происходит изменение мотивации поведения
наркозависимых подростков.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из
неблагополучных ситуаций.
3. Тренинги повышения компетенции по выходу из конфликтных ситуаций как
формы актуализации личности.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм,
норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Работа с личностью в микро- и макро социумах по расширению коммуникативных связей, уточнению и переоценке собственных и общечеловеческих ценностей.
Содержание программы
Вид работы | Исполнитель |
I. Психолого-педагогическая, профилактическая помощь
|
1 . Организация и проведение психологических консультаций |
Психологи И-МЦ |
2. Организация и проведение профилактической и психокоррекционной работы |
Педагоги, психологи, медики, нарколог |
3. Проведение профилактики и преодоление отклонений в личностном и интеллектуальном развитии детей |
Инспекторы ОППН, зам директора по воспитательной работе |
4. Организация мероприятий по выявлению подростков, склонных к совершению правонарушений, курящих, употребляющих спиртные напитки, склонных к неврозам и другим заболеваниям |
Зам. директора по ВР, |
II. Воспитательная работа |
1. Разработка мероприятий, способствующих духовному, личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом этапе развития |
Администрация школы |
2. Организация деятельности в свободное от учебы время: кружки, секции и др. |
Зам. директора по ВР |
3. Работа по организации совместного досуга родителей, детей и педагогов ОУ |
Родительские комитеты, |
III. Организация массовых мероприятий |
1 . Привлечение общественности к обсуждению проблем зависимости |
РУО, председатели родительских комитетов, советов профилактики, руководители ОУ, ДОУ |
2. Организация циклов бесед, «круглых столов» с привлечением специалистов для родителей. |
Зам. директора по ВР |
3. Проведение акций: 1) конкурсов рисунков, праздников с последующим обсуждением; 2) дискуссий, марафонов, «круглых столов»; |
Зам. директора по ВР, родительские комитеты |
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Исполнитель |
1 |
Составление социального паспорта школы, классов |
Сентябрь-октябрь |
Зам. директора по ВР, Кл рук |
2 |
Осуществление точного учета детей, замеченных в употреблении алкогольных напитков, наркотических и иных психотропных веществ |
В течение учебного года |
зам. директора по ВР, |
3 |
Организация совместных действий по пресечению распространения наркотиков и психотропных средств в ОУ |
Ежемесячно |
зам. директора по ВР, |
4 |
Организация индивидуальной психолого-педагогической помощи детям и подросткам «группы риска», попавшим под влияние наркотической и других видов зависимостей |
В течение учебного года |
зам. директора по ВР, |
5 |
Систематическая индивидуальная работа с детьми, состоящими на учете в школе, ОППН, контроль за их посещаемостью, учебной и досуговой деятельностью |
Весь год |
ИППН, зам. директора по ВР, Кл. рук |
6 |
Организация досуговой деятельности в ОУ и вне школы и ее мониторинг |
Ежемесячно |
Зам. директора, по ВР, |
7 |
Повсеместное распространение и внедрение здоровье-сохраняюших технологий, программ в образовательной деятельности |
Постоянно |
зам. директора по ВР , педагоги |
8 |
Развертывание спортивной и культурно-массовой работы начиная с самого младшего возраста в ОУ |
|
педагоги |
9 |
Создание возможностей для наиболее полной реализации личностного потенциала ребенка, его нравственного и духовного совершенствования в учебной и досуговой деятельности в ОУ и за его пределами |
В течение учебного года |
зам. директора по ВР, Кл.рук |
10 |
Привлечение родителей и заинтересованных лиц, организаций к реализации программ по пресечению злоупотребления наркотическими и прочими психотропными веществами (в системе родительских собраний, комитетов, советов профилактики, «круглых столов», массовых акций) |
В течение года |
|
11 |
Организация и проведение профориентационной и профонсультационной работы в ОУ, |
2-е полугодие |
Зам. директора по ВР, |